Одним из параметров, которые существенно влияют на поведение автомобиля на дороге, является давление в колесах. Особенно важно его знать и уметь замерять в зимнее время. В этой статье мы рассмотрим, как степень накачки колеса влияет на его свойства и управляемость автомобиля, а также опишем, как измерить давление в шинах, как часто это знание нужно применять на практике и к каким последствиям может привести незнание.
Определяем давление в шинах
Чтобы определить давление в шинах, необходимо обзавестись автомобильным манометром. Этот прибор может быть аналоговым и цифровым. Аналоговый вариант более надежный и недорогой, но для его использования требуется дополнительный источник питания. Цифровые манометры стоят дороже, но они более точные и могут работать на батарейках или аккумуляторах.
Даже если вы не знаете, как измерить давление в шинах, научиться это делать можно с первого раза. Вам необходимо всего на пару секунд вставить специальный разъем манометра в отверстие для накачивания покрышки. Делается это так, чтобы воздух в шине слегка приспустился. После пары секунд ожидания на аналоговом приборе стрелка укажет значение текущего давления. В цифровом устройстве результат будет выведен на экран.
Опытные автомобилисты считают, что они могут на глаз определить давление в шинах, но на практике визуально оценить отклонение этого параметра от нормы можно лишь в том случае, когда оно превышает 30%. Недокачку на 10-15% невозможно определить, даже ощупывая камеру, не говоря уже о том, что на нее невооруженным глазом. Специалисты компании Narscars рекомендуют замерять давление в шинах не реже 1-2 раз в месяц и перед каждой длительной поездкой.
Единицы измерения
Для отечественных автомобилистов привычно измерять степень накачки колес в атмосферах или барах. 1 БАР равен 0,98АТМ или кг/см2. В Великобритании и США используется другая система измерений, поэтому у них этот параметр измеряется в PSI – фунт на дюйм квадратный. 1 фунт на дюйм квадратный равен 0,68БАР. Некоторые автоконцерны применяют для измерения давления Килопаскали (кПа). 1 такая единица измерения равна 6,8964PSI.
Как и на что оказывает влияние давление в покрышках?
Многие водители даже не знают, как измерить давление в шинах, ошибочно полагая, что это маловажный параметр, без знания которого вполне можно обойтись во время езды в автомобиле. Меж тем колесное давление оказывает серьезное влияние на следующие показатели:
- степень расходования топлива;
- равномерность износа покрышек;
- маневренность транспортного средства.
Если покрышка накачана правильно, то она полностью соприкасается с дорожным покрытием, поэтому равномерно изнашивается во время езды. Если воздуха в ней мало, то соприкосновение с дорогой происходит только по бокам, а если много – то только в центральной части. Любое аномальное состояние шин приводит к тому, что сокращается срок эксплуатации колес и возникает серьезная угроза жизни для водителя и его пассажиров.
Чтобы понять, насколько важно правильно накачивать шины, рассмотрим, как разная степень накачки влияет на езду и состояние транспортного средства:
- Колесо спущено на 65%. Приспущенность видна невооруженным глазом. На ней можно ехать не более пары километров, поскольку диск будет зацепляться за покрышку и в конечном итоге ее повредит.
- Колесо приспущено на 25-60%. На нем не получится много ездить по асфальту или другому твердому покрытию. При резком маневрировании на большой скорости есть высокий риск, что шина просто вылетит из обода. Если водитель при этом не любит пристегиваться ремнями безопасности, то поездка для него может оказаться небезопасной. В то же время на приспущенном колесе проще проехать вязкую грязь или участок с глубоким мокрым снегом. Главное, после того, как вы проедете участок бездорожья, сразу же накачать покрышки до нормально состояния.
- Слегка приспущено на 10-15% от нормы. Такая недокачка не причиняет водителю сильного дискомфорта и не становится причиной аварийных ситуаций на дороге. Наоборот, авто на приспущенных колесах быстро набирает скорость после старта и плавно едет, но при этом падает его управляемость. При ежедневной езде повышается расход топлива и быстрее изнашивается резина.
- Норма. Когда давление в колесе соответствует норме, водителю намного проще предсказать поведение своего автомобиля. Протектор плотно соприкасается с поверхностью дорожного полотна, поэтому шина изнашивается равномерно и ее не нужно будет часто менять.
- Перекачка на 10-15% от нормы. Автомобиль хуже управляется и едет жестче. Для шипованной резин это является преимуществом, поскольку у перекачанной покрышки шипы слегка выпирают и обеспечивают лучший контакт с дорогой.
При неправильной накачке колеса его поверхность не полностью соприкасается с дорожным покрытием, поэтому протектор плохо отводит жидкость. Это повышает риск аквапланирования.
Оптимальное давление в покрышках
На степень накачанности автомобильных колес влияет несколько факторов:
- температура. С повышением температурного показателя повышается давление. Каждые дополнительные 8°С в помещении прибавляют +/- 0,1 БАР;
- распределение массы по осям. Из-за разного распределения веса давление в передних и задних колесах отличается;
- загруженность транспортного средства. Чем больше людей и багажа загружается в авто, тем больше воздуха нужно закачивать в покрышки для компенсации их веса;
- диаметр покрышки.
Чтобы понять правильное ли давление в ваших колесах, достаточно его замерить манометром и сравнить с параметрами, которые рекомендует автопроизводитель. Соответствующая памятка об оптимальных значениях этого параметра есть на кузове практически каждой машины на внутренней части лючка бензобака. В некоторых моделях памятка размещается на стойке водительской двери. В ней указаны оптимальные значения давления в покрышке для разных диаметров и с разной степенью загруженности авто.
Чтобы правильно определить давление в шинах, его нужно измерять, когда авто не использовалось не менее 2 часов. У «горячих» шин этот показатель на 0,2-0,3 БАР будет выше.
Влияние температуры на давление в шинах
Если степень подкачки колес проверять зимой в помещении, то следует учесть, что разница температуры воздуха с улицей в этом случае составляет в среднем 20°С. Когда машине после замеров выедет на дорогу, то ее колеса сразу же потеряют от 0,2 до 0,4 БАР. Ехать будет мягче, но разгоняться и тормозить нужно будет дольше. Чтобы поездка была комфортной, важно определить правильное давление в шинах зимой.
В жаркую пору нельзя перекачивать колеса, поскольку температура воздуха повышает температуру колеса и увеличивает давление в нем. При быстрой езде в жару также повышается трение об раскаленный асфальт, и температура шины может достигать даже сотни градусов. Из-за этих факторов сильно повышается давление, и даже небольшой камень или кочка, попавшие под покрышку, могут стать причиной ее разрыва.
Зависимость давления в шинах зимой от их размера
Многие автолюбители с наступлением холодов ищут на тематических интернет-форумах информацию о том, как определить правильное давление в шинах зимой с учетом их радиуса. На самом деле диаметр покрышки лишь косвенно влияет на этот параметр. Если изучить рекомендации производителя, например, для Ниссан Кашкай, то давление в передних колесах должно быть 2,3 БАР, при этом неважно радиус у них 16, 17 или 19, при этом в задних колесах должно быть 2,1 БАР для любого радиуса. Если загрузка авто полная, то давление в задних колесах нужно повысить до 2,6 БАР.
Аналогичные рекомендации дает производитель Тойота Королла. В колесах на обе оси должно быть давление 2,2 БАР при радиусе 15 и 16. Если же загрузка максимальная, то их нужно подкачать до 2,5 БАР. Можно сделать вывод, что радиус покрышек не играет определяющей роли при определении степени их накачки.
Давление в шипованных шинах на зимней резине
Чтобы определить правильное давление в шинах зимой, было проведено специальное исследование. Для него использовали авто с шипованной резиной, которую сначала накачали до рекомендованного значения, затем понизили его до 1 БАР, а при третьем замере повысили до 3 БАР. При этом с каждым уровнем давления оценивалось, как авто набирает скорость от 5 до 28 км/ч и какой у него будет тормозной путь на льду при снижении скорости с 28 до 5 км/ч.
На спущенных колесах машина разгонялась дольше на 10%, а ее тормозной путь был на 2 м длиннее. На перекаченных покрышках по льду оказалось ездить значительно лучше, хоть разница в сравнении с рекомендованными значения давления была и не существенной. При перекачке пятно контакта резины уменьшилось, но ее шипы стали выпирать сильнее, обеспечивая лучшую сцепку с обледенелой дорогой. Чтобы комфортно передвигаться по обмороженной дороге, нужно знать, как определить правильное давление в шинах зимой и использовать эти знания на практике.
Последствия неправильного давления в зимней резине?
Если автомобилист не знает, как определить правильное давление в шинах зимой, он может столкнуться с множеством негативных последствий этого незнания. Самым безобидным из них, которое «бьет» только по карману водителя, является увеличенный расход топлива. Из-за неправильной накачки покрышки быстрее изнашиваются, что приводит к необходимости их быстрой замены, а это означает также дополнительные расходы. Но самое опасное последствие неправильного уровня давления в покрышках зимой это снижение управляемости автомобиля. Из-за этого на обмерзшей дороге возникают заносы и повышается вероятность попадания авто в аварию.
Чтобы поездка на автомобиле зимой была комфортной и безопасной, достаточно раз в 2-4 недели проверять степень подкачки колес. Чтобы определить давление в шинах, водителю понадобится всего несколько минут, но это простое и быстрое действие поможет сэкономить деньги на покупку новой резины, а самое главное убережет от аварии.