В некотором смысле сами автомобильные дизайнеры и инженеры виноваты в том, что люди путают кузова автомобилей. Все автомобилисты знают, что такое универсал, хэтчбек, седан, но с трудом определят родстер, фастбэк, хардтоп. К тому же, меняется внешний вид машин: многие совсем недавно выглядели по-другому. В статье рассмотрим самые востребованные типы автомобилей и ознакомимся с их классификацией.
Какими бывают типы кузовов
Классификация может вестись по нескольким параметрам, самый распространенный из них – количество визуальных отделов (объемов).
Трехобъемный тип кузовов автомобиля
Такой тип кузова авто — это три явно обособленные друг от друга жесткими перегородками отсеки (двигатель, багажник, салон). При этом попасть в каждый из них можно исключительно снаружи. К таким транспортным средствам специалисты относят:
- на сегодня самый популярный и распространенный вид авто с двумя или тремя рядами кресел, двумя-четырьмя дверями, без задней двери это седан. Багажный отсек не сообщается с салоном, но в современных моделях к багажнику есть доступ через откидывающуюся спинку заднего сидения. Максимально защищает пассажиров от непогоды.
- применяется для машин особо малого класса, снабжен одним или двумя рядами кресел - купе. Такой внешний вид характерен для большинства спортивных модификаций. Бывает, что название применяется в маркетинговых целях для других вариантов, чтобы подчеркнуть их спортивный внешний вид и характер. Если крыша авто плавно сходит назад, его называют фастбэк;
- автомашины среднего и высшего классов с полностью открытой или откидной крышей из мягкого или жесткого материала, а также возможностью поднимать и опускать стекла - кабриолет. Зависимо от конструктивных особенностей, модель разделяется на следующие типы автомобилей:
- фаэтон – характеризуется мягкой крышей и длинной колесной базой, четырьмя дверями без подъемных стекол. Может иметь несколько рядов сидений. Подходит для загородных прогулок и поездок в летнее время;
- родстер – спортивное двухместное авто без второго ряда сидений. В конце двадцатых годов прошлого века оснащался только легким ветровым стеклом, которое откидывалось на капот, легким тентом и вырезами под локти в дверях. Иногда встречается модификация родстера в дизайне тарга – полуоткрытое авто с массивной дугой безопасности и съемной панелью над сиденьем водителя и переднего пассажира;
- ландо – отличается откидывающимся или съемным верхом над задним рядом сидений. Такая конструкция может быть не только у кабриолета, но и у лимузина, внедорожника, кроссовера;
- брогам – машина чаще всего представительского класса, у нее снимается или сдвигается часть верха над первым рядом сидений;
- закрытые кабриолеты, верх которых не убирается вовсе, называют хардтопы. Такой дизайн делает крышу и силуэт машины в целом более изящным, а обзор для водителя и пассажиров более широким. В данный момент производство этих автомобилей ограничено согласно требованиям пассивной безопасности.
- чаще пикап относят к грузопассажирским. Он отличается закрытой кабиной, одним или двумя рядами кресел и грузовой платформой, в которой также могут устанавливаться дополнительные сиденья. Выпускаются как на внедорожной, так и на легковой платформах;
- премиум класс легковых машин - лимузин. Выделяется двумя или тремя рядами мягких кресел, закрытой перегородкой между шофером и салоном. У заводских изделий изначально удлиненная платформа, но на улицах чаще можно увидеть так называемую версию «стретч» - когда одна секция врезается в авто стандартной длины мастерами из специальных ателье.
Двух объемные кузова машин
Такой тип кузова состоит из соединенного с багажником пассажирского салона, при этом отсек двигателя оборудован жесткой перегородкой. Отдельного багажного отделения здесь нет, доступ к нему открыт из салона. К этой группе относятся:
- модель, которая объединяет комфорт легкового авто с практичностью фургона - универсал. Отличается увеличенным багажным отсеком за счет крышки на багажнике, которая открывается вместе со стеклом и является полноценной пятой дверью, длинным задним свесом. Интересно, что заказчиками первых универсалов были очень состоятельные любители охоты. Им требовалось больше места для перевозки снаряжения. Вначале экземпляры собирались вручную на шасси Даймлер и Ролс-Ройс;
- в отличие от универсала хэтчбек имеет короткий задний свес, благодаря чему компактен и удобен для города. Бывает трехдверным и пятидверным. В целом, это компромисс между универсалом и седаном, компактнее первого и практичнее второго;
- зависимо от конкретной модификации и производителя лифтбэк, может иметь два или три визуальных объема. Характеризуется тем, что крышка багажника поднимается вместе с задним стеклом, но не является полноценной дверью;
- изначально внедорожник (джип, SUV) оборудован большими колесами, увеличенным дорожным просветом, мощным полным приводом. Бывает трех - пятидверным с высокими потолками и посадкой. Перед поездкой в отдаленные регионы посетите прокат джипов и подберите транспортное средство по своим запросам;
- нечто среднее между настоящими внедорожниками и легковыми машинами - кроссовер (паркетник, CUV). Хотя все модификации имеют большие колеса, высокие клиренс и посадку, по проходимости уступают джипам, а также более компактны. Кроме того, они оснащены более слабыми силовыми агрегатами и настроены на передвижение по асфальтированным дорогам;
- грузовое транспортное средство малого тоннажа, багажный отсек которого может быть отделен от кабины водителя или составлять с ней единое пространство. Задняя дверь фургона оборудована створками распашной конструкции, а пол грузового отсека иногда приподнят. Изготавливается на базе пикапа, универсала или на шасси для небольших грузовиков с обязательным условием перевозки нескольких пассажиров.
Однообъемный тип кузова
Такой тип кузова автомобиля, как понятно из названия представляет собой одно большое пространство с багажным отсеком, салоном и отделением для двигателя. К этому разряду относятся:
- минивэн – бывает полукапотным (полутораобъемным), когда двигатель вынесен вперед и классическим однообъемным. Имеет высокую крышу, большое количество пассажирских мест (до 7) и хорошую проходимость. Если у вас намечается поездка большой компанией, а в седан все не поместятся, на помощь придет прокат минивэнов;
- укороченный вариант минивэна — компактвэн, небольшое вместительное авто, которое построено на платформе легкового транспортного средства В или С классов. Оборудовано высоким, просторным салоном и большим багажным отделением;
- микровэн – небольшой, вместительный пятидверный автотранспорт с двумя распашными, двумя скользящими и большой задней дверью. Мест для пассажиров от 2 до 9 зависимо от модели. Категория имеет ограничения по длине, ширине, высоте.
Другие варианты классификации
Зависимо от назначения, различают следующие виды кузова автомобиля: пассажирские, грузовые, грузопассажирские, специальные. Исходя из нагруженности они бывают:
- несущими (монокок фр. – одна оболочка) – принимают на себя всю массу конструкции, груза и вес людей. Такое решение долговечно, надежно меньше подвержено коррозии, выдерживает значительные нагрузки на кручение. Популярна у инженеров и дизайнеров (исключение – авто премиум класса);
- полунесущими (рамные) – общая нагрузка равномерно распределяется между элементами каркаса благодаря наличию жесткого соединения;
- разгруженными – кузов воспринимает только нагрузку от веса багажа, пассажиров. Учитывая конструктивные особенности, принято выделять такие типы кузовов автомобилей:
- каркасные (скелетные) автомашины – отличаются наличием жесткого пространственного каркаса, к которому крепится облицовка,
- полукаркасные варианты – снабжены некоторыми элементами каркаса (дугами, стойками, усилителями), которые соединяются между собой частями облицовки;
- бескаркасные – для обеспечения нужной жесткости, такие типы кузова авто имеют особую форму и сечение отдельных частей.
Подавляющее большинство легковых машин, внедорожников, минивэнов, некоторых пикапов имеют несущую конструкцию, созданную из листовых металлических панелей. У современного легкового автомобиля – это основная, наиболее важная часть, от которой зависит комфортная эксплуатация, безопасность, срок службы и привлекательный внешний вид. Создавать разные виды кузова означает искать компромисс из огромного числа вариантов с учетом разнообразных иногда противоречивых требований от производителей и автолюбителей.